Как подобрать медную шину

В современных условиях стандарты НКУ становятся более жесткими. Повышаются требования к безопасности, надежности, экономичности, повышению КПД и уменьшению непродуктивных потерь тока. Заметное влияние на эти параметры оказывают характеристики сборных шин. Если ранее для этих целей использовались алюминиевые сплавы, то в настоящее время предпочтение отдается медным. Как выбрать оптимальный вариант, на что обращать внимание?

Преимущества медных шин

Среди всех используемых проводников тока медь считается наиболее выгодным вариантом с точки зрения эксплуатационных характеристик. Медные шины отличаются:

  • высокой токопроводимостью (низким сопротивлением);
  • отличной эластичностью (возможностью компенсировать нагрузки на растяжение и изгиб без образования трещин);
  • химической стабильностью (небольшая степень окисления под воздействием атмосферных факторов);
  • технологичностью (возможность изгибать профили под необходимыми углами).

Единственным недостатком медных шин считается относительно большая стоимость, но она нивелируется существенными эксплуатационными преимуществами.

Подбор по химическому составу

Химический состав регламентируется положениями государственного стандарта. Согласно нормативному документу для медных шин электротехнической промышленности используются следующие марки металла:

  • ШМТ – шины медные твердые;
  • ШММ – шины медные мягкие;
  • ШМТВ – шины медные твердые из бескислородной меди.

От марки меди зависят физические характеристики изделий, чем выше требования к НКУ – тем больше внимания следует уделять параметрам металла.

Подбор по номинальным размерам и токопроводящим характеристикам

Линейные значения медных шин регламентирует ГОСТ 434-78. В нем даны стандарты по ширине и толщине, указаны поля допусков. Удельное сопротивление шин при температуре +20°С не должно превышать 0,01724- 10б Ом-м. Расчеты делаются со следующими допущениями:

  • потери в местах соединений во внимание не принимаются;
  • не учитывается влияние вихревых токов;
  • исключается зависимость от конструктивных элементов;
  • базовая температура принимается +25°С.

Расчетные данные по стандартным размерам шин сведены в таблице

Таблица для шин с неокрашенными поверхностями

Линейные параметры и сечение (мм, мм2)

Максимально допустимые токи, А

12×5 (60)

177

12×10 (120)

285

20×5 (100)

274

20×10 (200)

427

30×5 (150)

379

30×10 (300)

573

40×5 (200)

482

40×10 (400)

715

50×5 (250)

583

50×10 (500)

852

60×5 (300)

688

60×10 (600)

985

80×5 (400)

885

80×10 (800)

1240

100×5 (500)

1080

100×10 (1000)

1490

120×10 (1200)

1740

160×10 (1600)

2220

200×10 (2000)

2690

Наличие краски ухудшает характеристики теплоотдачи, что оказывает влияние на максимально возможные токи.

Таблица для шин с окрашенными поверхностями

Линейные параметры и сечение (мм, мм2)

Максимально допустимые токи, А

1

12×5 (60)

203

12×10 (120)

326

20×5 (100)

319

20×10 (200)

497

30×5 (150)

447

30×10 (300)

676

40×5 (200)

573

40×10 (400)

850

50×5 (250)

679

50×10 (500)

1020

60×5 (300)

826

60×10 (600)

1180

80×5 (400)

1070

80×10 (800)

1500

100×5 (500)

1300

100×10 (1000)

1810

120×10 (1200)

2110

160×10 (1600)

2700

200×10 (2000)

3290

Если в справочной таблице нет аналогов, то необходимо делать индивидуальный расчет. Формулы расчетов приводятся в специальных инструкциях. Работы должны делать профессиональные специалисты с учетом максимального количества факторов эксплуатации и соблюдением существующих правил.


Оставить заявку

Наши сертификаты