Как подобрать медную шину
В современных условиях стандарты НКУ становятся более жесткими. Повышаются требования к безопасности, надежности, экономичности, повышению КПД и уменьшению непродуктивных потерь тока. Заметное влияние на эти параметры оказывают характеристики сборных шин. Если ранее для этих целей использовались алюминиевые сплавы, то в настоящее время предпочтение отдается медным. Как выбрать оптимальный вариант, на что обращать внимание?
Преимущества медных шин
Среди всех используемых проводников тока медь считается наиболее выгодным вариантом с точки зрения эксплуатационных характеристик. Медные шины отличаются:
- высокой токопроводимостью (низким сопротивлением);
- отличной эластичностью (возможностью компенсировать нагрузки на растяжение и изгиб без образования трещин);
- химической стабильностью (небольшая степень окисления под воздействием атмосферных факторов);
- технологичностью (возможность изгибать профили под необходимыми углами).
Единственным недостатком медных шин считается относительно большая стоимость, но она нивелируется существенными эксплуатационными преимуществами.
Подбор по химическому составу
Химический состав регламентируется положениями государственного стандарта. Согласно нормативному документу для медных шин электротехнической промышленности используются следующие марки металла:
- ШМТ – шины медные твердые;
- ШММ – шины медные мягкие;
- ШМТВ – шины медные твердые из бескислородной меди.
От марки меди зависят физические характеристики изделий, чем выше требования к НКУ – тем больше внимания следует уделять параметрам металла.
Подбор по номинальным размерам и токопроводящим характеристикам
Линейные значения медных шин регламентирует ГОСТ 434-78. В нем даны стандарты по ширине и толщине, указаны поля допусков. Удельное сопротивление шин при температуре +20°С не должно превышать 0,01724- 10б Ом-м. Расчеты делаются со следующими допущениями:
- потери в местах соединений во внимание не принимаются;
- не учитывается влияние вихревых токов;
- исключается зависимость от конструктивных элементов;
- базовая температура принимается +25°С.
Расчетные данные по стандартным размерам шин сведены в таблице
Таблица для шин с неокрашенными поверхностями
Линейные параметры и сечение (мм, мм2) |
Максимально допустимые токи, А |
---|---|
12×5 (60) |
177 |
12×10 (120) |
285 |
20×5 (100) |
274 |
20×10 (200) |
427 |
30×5 (150) |
379 |
30×10 (300) |
573 |
40×5 (200) |
482 |
40×10 (400) |
715 |
50×5 (250) |
583 |
50×10 (500) |
852 |
60×5 (300) |
688 |
60×10 (600) |
985 |
80×5 (400) |
885 |
80×10 (800) |
1240 |
100×5 (500) |
1080 |
100×10 (1000) |
1490 |
120×10 (1200) |
1740 |
160×10 (1600) |
2220 |
200×10 (2000) |
2690 |
Наличие краски ухудшает характеристики теплоотдачи, что оказывает влияние на максимально возможные токи.
Таблица для шин с окрашенными поверхностями
Линейные параметры и сечение (мм, мм2) |
Максимально допустимые токи, А |
---|---|
1 |
|
12×5 (60) |
203 |
12×10 (120) |
326 |
20×5 (100) |
319 |
20×10 (200) |
497 |
30×5 (150) |
447 |
30×10 (300) |
676 |
40×5 (200) |
573 |
40×10 (400) |
850 |
50×5 (250) |
679 |
50×10 (500) |
1020 |
60×5 (300) |
826 |
60×10 (600) |
1180 |
80×5 (400) |
1070 |
80×10 (800) |
1500 |
100×5 (500) |
1300 |
100×10 (1000) |
1810 |
120×10 (1200) |
2110 |
160×10 (1600) |
2700 |
200×10 (2000) |
3290 |
Если в справочной таблице нет аналогов, то необходимо делать индивидуальный расчет. Формулы расчетов приводятся в специальных инструкциях. Работы должны делать профессиональные специалисты с учетом максимального количества факторов эксплуатации и соблюдением существующих правил.