Медная шина заземления

Медная шина заземления – это полоса из электротехнической меди. Она изготавливается из меди марки не ниже М1 (содержание меди либо медь+серебро 99,9 % и выше).

Основные параметры токоведущих шин

Основные свойства шины заземления – это:

  • удельное электрическое сопротивление металла, из которого изготовлен проводник;
  • площадь поперечного сечения шины;
  • жесткость шины, ее способность изгибаться без образования трещин и стойкость к механическим нагрузкам.

Медь в наибольшей степени подходит для изготовления токоведущих шин. Этот металл имеет удельное электрическое сопротивление 1,72∙10-8 Ом∙м. Это в 1,6 раза меньше, чем у алюминия, и в 5,7 раза – чем у железа. Более низким электрическим сопротивлением среди металлов обладает только серебро. Разница составляет около 10 %, но цена серебра в 500 раз выше, поэтому медь является оптимальным материалом для проводников. По ГОСТ 434-78 удельное сопротивление медной шины при 20 оС не должно превышать 1,724∙10-8 Ом∙м.

Поперечное сечение – характеристика, от которой напрямую сопротивление проводника. Чем больше площадь его поперечного сечения, тем выше проводимость при равной удельной электропроводности материала. Кроме площади важна и форма сечения. Токоведущим шинам придается форма плоской ленты, которая допускает более высокую токовую нагрузку по сравнению с круглым проводником из-за скин-эффекта, проявляющегося при переменном токе.

Жесткость проводника определяется материалом, из которого она изготовлена, и формой поперечного сечения. В зависимости от марки металла медная заземляющая шина может быть мягкой (ШММ) или твердой (ШМТ). В особо ответственных случаях применяются шины из бескислородной меди (ШМТВ), имеющие улучшенные механические качества и повышенную электропроводность. Способность сохранять форму важна при монтаже на точечных изоляторах, без покрытия проводника сплошной изоляцией. Гибкость ценится при монтаже, требующем изгиба шины без потери электропроводности.

Все перечисленные характеристики определяют главный технический параметр шины – максимально допустимую токовую нагрузку.

Особенности монтажа заземляющей шины

Мало купить медную шину заземления, важно ее правильное применение. Главная шина заземления служит коллектором, собирающим на себя все заземляющие проводники объекта или участка его электросети. Контактные клеммы крепятся на ГЗШ болтовым соединением, демонтаж которого невозможен без инструмента.

Для монтажа используется специальный шкаф, доступ в который ограничен. При определении максимального тока учитываются условия установки шины. Вот некоторые особенности:

  • При объединении нескольких полос в общий проводник допустимый ток ниже, чем сумма токов отдельных проводников. Напрммер, для шины сечением 60х6 мм максимальная нагрузка составит 1125 А, при совместном монтаже двух полос – 1740 А, трех – 2240 А.
  • На максимальную нагрузку влияют условия охлаждения шины, и даже ее пространственное положение. Так, при горизонтальном монтаже плашмя допустимый ток снижается на 5—8 % по сравнению с расположением «на ребро».
  • Сверление отверстий для клеммных соединений уменьшает площадь поперечного сечения шины, что так же должно учитываться при расчете допустимых нагрузок.

ГЗШ – важный элемент безопасности электросети. НТЦМ предлагает своим клиентам купить качественные шины, выполняет заказы в минимальные сроки и обеспечивает доставку к потребителю в Москве и Подмосковье.

Оставить заявку